Корпоративные коммуникации в эпоху трансформации экономики

Корпоративные коммуникации в эпоху трансформации экономики

Во время финансового кризиса работодатель задерживает зарплату, а работнику перестает хватать на привычную жизнь. Кризис как источник страданий не материализован. Работодателю необходимо снизить риск того, что весь негатив по поводу ситуации будет обращен на него.

Внутренние коммуникации должны донести идею «распределения ответственности» между влиянием мировой экономики, политикой государства, состоянием бизнес-среды и положением компании на сегодняшний день.

Внутренние коммуникации должны донести идею «распределения ответственности» между всеми факторами

Обеспечение эффективных внутренних коммуникаций не требует существенных затрат, однако это довольно трудоемкий процесс, необходимый для выживания компании в период экономического спада. Кризисная ситуация всегда порождает повышенную потребность сотрудников в информации о состоянии компании.

Вместе с тем дополнительный инструментарий не требуется, традиционные способны эффективно справиться с этой функцией (корпоративная почта, рассылки, доски объявлений, внутренние СМИ.

Задача заключается в формулировании «антикризисного» послания. Именно это и оказывается для многих работодателей самым трудным: надо действовать оперативно, уметь подавать информацию и быть готовым к гибкому диалогу.

Самое сложное — сформулировать «антикризисное» послание

Реальность такова: когда перед компаниями встает вопрос самого существования, «под нож», в первую очередь, попадают программы лояльности и информирования работников.

В организациях, где сегодня заморожены программы внутренних коммуникаций, стихийно формирующиеся потоки новостей обрастают самыми причудливыми деталями и интерпретациями, осложняя процесс управления. Запускаются разрушительные процессы: падает лояльность персонала, нарастает негативизм и дезинтеграция. «Молчание» менеджмента подтверждает самые худшие опасения как относительно судьбы компании, так и личных перспектив сотрудников.

Стратегия управления информацией в стрессовый период

В кризисные моменты практически каждая компания меняет условиях труда сотрудников. Отсутствие разъяснений и комментариев по этому поводу усиливает демотивацию персонала. Если пояснения поступают несвоевременно, возникает оценка со стороны работников как нарушения норм справедливости. В конечном итоге сотрудники защищают свои права в суде.

 

Руководителям важно выстраивать управляемую коммуникацию и объяснять происходящее

Информация об увольнениях и/или сокращении заработных плат, должна поступать до того, как план запущен в действие. Технологическая функция внутренних коммуникации заключается в создании управляемого потока информации и вытеснении обмена слухами. Любые изменения, негативно сказывающиеся на материальном положении работника, неизбежно влекут за собой стресс, преодолеть который можно только через организацию четкой и последовательной коммуникации.

 

Содержание информационных сообщений обязательно должно демонстрировать, что принимаемые меры:

· ограничены; · имеют свой предел; · необходимы; · служат стабилизации и дальнейшему развитию компании.

В противном случае модель будет формироваться стихийно, а роль интерпретатора событий возьмут на себя неформальные лидеры, зарабатывающие авторитет. Играя на страхах и противоречиях, они могут легко сформировать полностью противоположное понимание ситуации.

 

Внутренние коммуникации как фактор стабилизации бизнеса

В период кризиса падает вероятность осуществления долгосрочных планов компании, но у сотрудников остается потребность планировать свое будущее. Таким образом, образуется информационный вакуум, который каждый заполняет собственными фантазиями и тревогами. Однако работодатель не может позволить себе давать безответственные прогнозы или обещания даже с благими целями.

Поэтому в кризисный период усиливается значимость информирования о текущих событиях, о том, что компания предпринимает сегодня. При этом могут более подробно освещаться небольшие шаги, которые в обычное время не попали бы в фокус внимания. Главное, чтобы информация была достоверной и регулярной. Сам факт такой коммуникации несет элемент стабилизации.

Работодатель не может позволить себе давать безответственные прогнозы или обещания даже с благими целями

Необходимо помнить и о внеэкономических, ценностных смыслах жизни организации. В зоне наибольшего риска находятся предприятия, где не проявлены миссия и организационные ценности.

Компании, ориентированные только на достижение очередных показателей прибыли, в период спада просто теряют смысл своего существования («если прибыли нет, то зачем нужна компания?»). А выживание и мобилизация требуют не просто продолжения деятельности в текущем режиме, но и понимания того, ради чего все эти усилия предпринимаются.

Стрессовый период — это, как ни странно, время, когда многие компании создадут ядро своей организационной культуры, так как корпоративная идеология начинается с ответа на вопрос: «Кто пострадает, если компания прекратит свое существование?».