Программа compliance в американских компаниях


Елена Красникова, генеральный директор Консалтингового Центра «Этика в Бизнесе»
Виталий Морозько, руководитель Юридического департамента компании «Авайя» в России, СНГ, странах Центральной и Восточной Европы, Скандинавии

Журнал «Корпоративный юрист», Издательство Wolters Kluwer, №1, 2008г.

В настоящее время в крупных западных компаниях наиболее популярны два основных принципа планирования и реализации программ в сфере корпоративной этики, которые различаются провозглашаемыми этическими ценностями и подходами к их воплощению. Первый из них – принцип compliance, к нему тяготеют американские компании; второй – принцип integrity (честности, добросовестности) - ему отдают предпочтение европейские корпорации.

Compliance действие в соответствии с запросом или командой 1. Понятие compliance довольно сложно для толкования, поскольку связано с концепцией, объединяющей целое «семейство» идей. Анализ практики словоупотребления, принятой в кругах американских специалистов, выявляет нескольких определений этого термина:

  • compliance как программа компании, цель которой - определить, предотвратить и должным образом отреагировать на деяния представителей компании, нарушающих нормы действующего законодательства, а также принципы ведения бизнеса, закрепленные во внутренних документах копании;
  • compliance как принцип «соответствия нормам и актам», его еще называют «добровольно-принудительным»;
  • compliance как система мероприятий по приведению существующей в компании практики в соответствие с принятыми стандартами, законами, нормами, обязательными элементами которой являются система стимулов, контроль и аудит.

В противоположность compliance, концепция, программа и практика integrity ориентируется не на внешний контроль и систему стимулов, а на понимание сотрудниками основополагающих ценностей компании развитие их личной приверженности конкретным корпоративным ценностям, а также на процесс принятия решений, соответствующих этим ценностям, что приводит к правильным действиям.

Очевидно, что принцип integrity в большей степени подпадает под категорию «добровольного».

Большинство российских компаний, внедряющих программы деловой этики, комбинируют и используют элементы обоих рассмотренных подходов, принимая за основополагающий все-таки американский опыт. Впрочем, наличие реально работающих compliance-программ в отечественных компаниях – явление пока достаточно редкое.

Чем объясняется преобладание программ compliance в американских компаниях?

Исторически американская деловая этика развивалась в тесной взаимосвязи с американским законодательством. Уже в 1960-е гг. - на фоне роста социальных и экологических проблем и развития движения в защиту прав потребителей - деятельность, способная дестабилизировать экономику, рассматривалась как неэтичная и незаконная. Президент Л. Джонсон заявил деловому сообществу, что государство видит свою ответственность в том, чтобы обеспечить гражданам определенный уровень экономической стабильности.

В 1970-е гг. параллельно с развитием этики бизнеса как сферы научных исследований началась работа по решению проблем коррупции/соблюдения этических принципов государственными чиновниками, по итогам которой был принят The Foreign Corrupt Practices Act (FСPA) – законодательный акт, определяющий как незаконные действия дачу взяток чиновникам других стран.

В 1980-х гг. корпорации, изначально работавшие внутри страны, начали вести деловые операции за пределами США и столкнулись с системами ценностей, где общепринятые нормы делового поведения не применялись - возникла угроза нарушения законодательства. В это же время ведущие компании (General Electric Co., General Motors, S. C. Jonson & Son, Ink. и пр.) для решения возникающих этических проблем создают у себя комитеты по этике и социальной политике, а повсеместно распространившиеся центры бизнес-этики предлагают публикации, курсы, конференции, семинары.

В 1991 г. Комиссия по уголовным наказаниям Конгресса США предложила, а Конгресс США принял в качестве федерального закона Руководящие принципы для уголовного преследования организаций (далее – Руководящие принципы). В соответствии с ними судам при оценке обстоятельств дела теперь необходимо учитывать, была ли создана в корпорации эффективная программа соблюдения деловой этики до совершения преступления.

Эффективность программы деловой этики устанавливалась на основе семи критериев:

  1. наличие принятых этических стандартов или стандартов делового поведения;
  2. наличие ответственного за их соблюдение персонал высокого уровня;
  3. правильное делегирование полномочий сотрудникам (точные политики и процедуры);
  4. система обучения и распространения стандартов и процедур;
  5. система контроля и обнаружения нарушений и информирования о них;
  6. специальные дисциплинарные механизмы;
  7. разумные, обоснованные действия, предпринятые в ответ на нарушения, в том числе, постоянное совершенствование программы деловой этики.


В 2002 г. в целях реформирования бухгалтерского учета публичных компаний, защиты инвестора и ужесточения наказаний для руководителей и финансистов корпораций за мошенничество был принят Акт Сарбейнса-Оксли, что стало реакцией на нарушения норм корпоративной этики и законодательства США крупнейшими корпорациями. В соответствии с этим законом каждая компания должна раскрыть информацию о том, приняла она письменный кодекс этики или нет, и если нет, то объяснить, почему. В означенном акте установлены требования к содержанию кодексов этики: они должны включать положения о предотвращении мошенничества, разрешении конфликта интересов, безопасной системе информирования, ответственности за нарушения, а также правила раскрытия значимой информации и пр.

В 2004 г. были приняты поправки к Руководящим принципам, согласно которым:

  • корпорации должны продвигать организационную культуру, поощряющую этичное поведение и устанавливающую обязательства действовать в соответствии с законом;
  • правления компаний, исполнительные директора должны принять ответственность за управление программами этики и выступить активными лидерами в определении содержания и действия таких программ;
  • компании должны вести постоянное изучение областей риска, обеспечивать обучение должностных лиц высокого уровня и рядовых служащих, а также предоставлять сотрудникам, ответственным за реализацию программ деловой этики, достаточные полномочия и ресурсы.


Содержание эффективной программы compliance

Предполагается, что работающая программа compliance должна помочь в случае выявления нарушений (от чего никто не застрахован, даже при наличии эффективной программы) снизить возможные штрафные санкции, а также негативную реакцию общества на нарушения. Для этого в программу необходимо включить как минимум следующие элементы:

  • кодекс ведения бизнеса;
  • высококвалифицированных специалистов, ответственных за программу, и систему делегирования полномочий;
  • эффективные программы обучения;
  • системы мониторинга, аудита, а также внедрения и дальнейшего совершенствования этических стандартов.


Кодекс является основной частью программы compliance, но только частью. Если изобразить программу compliance графически, то это будет пирамида с вершиной - кодексом; средней частью – процедурами, политиками, инструкциями и другими внутренними документами, дополняющими и разъясняющими кодекс; и с основанием из программ по обучению, а также других мероприятий, помогающих довести до понимания каждого, отдельно взятого работника компании положения Кодекса и других важных документов и процедур.

На примере американской компании Avaya мы покажем, как строится и функционирует программа cоmpliance. В Avaya она имеет комплексный характер и отчасти ориентирована на установки integrity, о чем свидетельствует и главный принцип ее кодекса ведения бизнеса - «работать добросовестно». Подобный симбиоз двух программ с упором на cоmpliance характерен для американских компаний, работающих в России и Азии.

В Avaya имеется штат высококвалифицированных специалистов в области корпоративной этики и compliance. Как и в большинстве американских компаний, отдел корпоративной этики и cоmpliance здесь возглавляет Chief Complianсe Officer, который напрямую подчиняется руководителю компании (Chief Executive Officer) либо руководителю юридической службы (General Counsel). За пределами США эту функцию зачастую выполняют региональные юристы, которые подчиняются руководителю юридической службы.

В компании есть кодекс ведения бизнеса и внутрикорпоративные политики, правила и инструкции, разъясняющие и конкретизирующие его положения. Во внутренних сетях (Интранет), в том числе в корпоративных новостных блоках, регулярно распространяется детальная информация по тематике корпоративной этики. Имеется горячая линия, позволяющая любому сотруднику компании сообщать анонимно о потенциальных нарушениях. По программе организовано дистанционное обучение и доступный личностный тренинг. Проводится ежегодная оценка рисков, в первую очередь с юридической точки зрения, с целью выявления наиболее проблемных зон. Для Аудиторского комитета компании составляется ежегодный отчет о выполнении программы, а также ежеквартальные отчеты о деятельности горячей линии.

Кодекс ведения бизнеса Avaya состоит из 11 глав.

В первой главе дается толкование основополагающему принципу «работать добросовестно», который, по сути, является смыслообразующим стержнем для всех остальных положений документа.

Вторая глава посвящена базовым ценностям компании, всего их пять:

  1. Мы ценим тех, с кем сотрудничаем.
  2. Ответственность.
  3. Разносторонность; индивидуальный подход к любому работнику компании, независимо от того, где он находится.
  4. Инновационный подход.
  5. Скорость, быстрота реакции.


В главах 3-5 и 7-8 характеризуются принципы построения значимых для компании взаимоотношений:

  • в главе 3 - с заказчиками и поставщиками: взаимодействие должно строиться на основах честности и уважении;
  • в главе 4 - с конкурентами: следует работать агрессивно, но честно и этично;
  • в главе 5 - с коллегами: в числе прочего установлен запрет на дискриминацию и притеснения в любой форме;
  • в главе 7 – с обществом: определяются принципы социальной ответственности и благотворительной деятельности компании;
  • в главе 8 – с властями: декларируется соблюдение компанией законности в самом широком смысле этого слова.


Глава 6 посвящена защите и продвижению интересов компании, а так же охране имущества; основные принципы работы с анонимными сообщениями закрепляются в главе 9, а глава 10 является «устрашающей» составляющей Кодекса и описывает последствия нарушения его положений. И, наконец, специальные положения, касающиеся директоров компании, приводятся в главе 11.

В Avaya, как и в других американских компаниях, существуют десятки процедур и внутренних политик. Так, в свете ужесточения контроля бухучета и выполнения требований Акта Сарбейнса-Оксли огромное внимание уделяется политике по бухучету и признанию выручки (Revenue Recognition). В связи с установками Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) компанией принята политика по FCPA - в России как в одной из наиболее подверженных коррупции стран обучение сотрудников знанию и пониманию этой политики осуществляется только непосредственно с аудиторией. Меж тем большинство тренингов по программе cоmpliance в Avaya проводится через Интернет - такой путь наиболее эффективен для компании, где количество работников составляет несколько тысяч человек.

Из наиболее важных для американских компаний можно выделить политики по экспортному контролю, хранению документов (Records Retention), хранению персональных данных (Data Privacy).

Зоны особого внимания

Одним из ключевых элементов программы compliance является работа по определению зон рисков – сфер деятельности компании, нарушения в которых могут нанести серьезный удар по ее репутации и бизнесу в целом.

Как уже говорилось, неотъемлемым элементом программы является ежегодная оценка рисков, к которым в первую очередь относятся:

  • коррупция (программа предусматривает систему превентивных мер - соответствие нормам FCPA);
  • потенциальный конфликт интересов (учет этой зоны рисков особенно важен для компаний, имеющих сеть региональных филиалов);
  • взаимоотношения с бизнес-партнерами;
  • правила общения с прессой и аналитиками;
  • правила хранения документов;
  • работа с электронной почтой и др.


По каждому из выявленных рисков проводятся направленные тренинги, конечный результат которых заключается в том, чтобы характер риска и его угрозы для компании был понят всеми ее работниками без исключения.

Несколько рекомендаций практикам

Для того чтобы программа приведения практики работы компании в соответствие с законами и стандартами успешно работала, следует учесть несколько важных моментов. В первую очередь требуется разработать максимально подходящий для конкретной компании кодекс, а так же необходимый набор мер для его успешного внедрения и реализации, в частности:

  • доведение кодекса до сведения каждого работника компании;
  • разъяснение сотрудникам назначения и положений кодекса, т.е. помощь в нахождении ими ответа на вопрос: «Для чего это нам нужно?»;
  • определение роли руководства компании в процессе внедрения кодекса;
  • информирование работников об их обязанности изучить и понять положения кодекса;
  • установление механизмов, позволяющих работникам анонимно высказываться в том случае, если у них возникают вопросы в отношении кодекса и деятельности компании в целом.


Помимо этого существуют еще три условия эффективности данной программы:

  1. Высокий профессионализм лица, отвечающего за программу деловой этики и внутреннего контроля в организации, обладающего к тому же заслуженным авторитетом и доверием.
  2. Наличие обратной связи, без которой программа потеряет смысл: у руководства не будет возможности «мониторить» успешность ее работы.
  3. Tone from the top – высшее руководство организации должно быть примером для всех остальных работников.


Многие российские компании сегодня встречаются с необходимостью углубления внутреннего контроля на фоне растущего правосознания, самоуважения и активности сотрудников. Использование корпоративных программ, аналогичных американской compliance с включением элементов программ «честности и добросовестности» (integrity), возможно, смогут помочь в решении этой проблемы.


  1. Hornby A. S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. - Oxford University Press, 2005.